• Беларуская мова
  • Русский

Версия для слабовидящих

ПОЗНАЕМ БЕЛАРУСЬ: сотрудники предприятия посетили экскурсионный тур «Экскурсия на сыроварню и пивоварню + Гольшаны и Крево»

24.02.2024 года сотрудники предприятия вместе со своими детьми провели день в рамках экскурсионного туристического путешествия «Экскурсия на сыроварню и пивоварню + Гольшаны и Крево».

Первым пунктом путешествия стал агрогородок Крево, расположенный в Сморгонском районе Гродненской области. В Креве, когда-то являвшимся одной из важнейших резиденций Великих князей Литовских, размещен знаменитый замок, в котором в 1385 году была заключена Кревская уния.

Крево

В 1387 году в этом месте был основан один из первых католических храмов в стране. На его месте сейчас стоит костел Преображения Господня.

В настоящее время ведутся работы по восстановлению Кревского замка из руин.

Следующим пунктом стал Гольшанский замок.

Во второй половине 16 в. Гольшаны перешли во владение крупного магната Сапег, при которых город достиг своего расцвета.

Гольшанский замок был возведен Павлом Стефаном Сапегой в первой половине 17 века. Композиционно он представляет собой прямоугольное здание. Жилые корпуса со стройными шестигранными башнями на углах образовывали замкнутый квадратный двор. Основу защиты Гольшанского замка составляли мощные земляные валы и водяные рвы, окружавшие замок. Напротив въезда, на противоположной стороне двора, располагалась небольшая часовня, встроенная в жилой корпус.

Гольшанский замок

Внешне фасад Гольшанского замка схож с голландскими замками, что свидетельствует о сильном влиянии голландско-фламандской архитектуры. В замке насчитывалось множество комнат и большой квадратный зал с четырьмя колоннами. Стены украшали фрески и лепнина. Вдоль стен располагались портреты рода Сапег, а также, живопись и оружие. Витражные окна выходили на внутренний двор, в комнатах были роскошная мебель, золотые и бронзовые подсвечники. Особой ценностью замка выделялась большая библиотека. Кроме того, в замке существовала система отопления, а также были разветвленные подземные ходы.

Помещения первого этажа Гольшанского замка, в основном, использовались для хозяйственных целей, также на первом этаже располагались помещения для прислуги.

Аутентичный потолок первого яруса Северной башни подчеркнуто суров, готические ребра сохранили концы в виде бараньих голов. Камин этого помещения имеет строгие формы, простой декор и отражает служебное назначение.

Известные сегодня письменные источники немногочисленны и недостаточно освещают историю памятника. Об этапах строительства замка, его архитектуре и образе жизни жителей можно рассказать только благодаря материалам археологических раскопок.

Археологические исследования замка проводились в 1981–1983 гг. под руководством И. Чернявского. При раскопках были найдены фрагменты плитки, стеклянных и металлических изделий, хронологический диапазон найденных предметов автор определил, как XIV – XVIII вв.

В 2013 году под руководством И. Ганецкой были расчищены помещения северо-западного, северо-восточного корпусов и южной башни, а также расчищены подвалы и первый ярус северной башни. Среди находок присутствуют керамическая посуда, печные изразцы, напольная плитка, кровельные и стеклянные изделия. Самые ранние артефакты относятся к XVI веку, а самые поздние – к XX веку.

Археологические находки

Керамика, найденная в ходе археологических раскопок, представляет все этапы истории замка.

Ассортимент неглазурованной посуды небогат: горшки, макотры, миски XVI–XVII веков.

Среди глазурованной керамики преобладают фрагменты посуды, типичной для белорусских городов и замков XVII–XVIII веков. Кухонная утварь представлена ​​макотрами, рынками (сосуд на трех ножках для жарки), кастрюлями; столовая – мисками и тарелками. В 18 веке. в замке появляется копченая керамика. К этому же периоду относятся фрагменты рейнской керамики.

По мнению многих исследователей, кирпичи в Гольшанском замке были местного производства.

Кирпичи

Стены и башни здания были облицованы крупногабаритным кирпичом-перчаткой и камнями.

Кирпич

Пол считался важным элементом интерьера. Замысловатые орнаменты пола замка были выполнены из терракоты и звездчатых крестообразных прямоугольных плиток.

Керамическая кровля была одним из самых прочных, пожаробезопасных и долговечных материалов. Основная часть крыши Гольшанского замка была плоской.

В замке Сапег было множество помещений различного назначения, в которых стояли красочно оформленные изразцовые печи, облицованные полихромными и однотонными изразцами. Фрагменты плитки, найденные при археологическом исследовании замка, вошли в научную литературу как «гольшанская плитка».

Археология

С первой половины 17 века. изготавливалась геральдическая полихромная плитка, заказчиком которой выступал владелец замка Павел Стефан Сапега. Плитка в Гольшанах производилась не только для нужд владельцев замка, но и использовалась для кладки печей во францисканском монастыре и домах богатых местных жителей.

На втором этаже замкового комплекса располагались жилые комнаты владельцев замка, гостиные для гостей и представительские залы.

Главной доминантой зала второго яруса Северной башни является гипотетическая реконструкция камина, позволяющая представить камин таким, каким он мог быть в эпоху Сапег. Камин выполнен из специальной штукатурки высшего сорта – лепнины, искусственного мрамора; на нем, помимо растительного украшения, имеется геральдический знак рода Сапег. В центре девиз герба «CRUX MINI FOEDERIS ARCUS» (Мой крест – мой завет потомкам), представителя рода Сапег Адама Стефана Сапеги, епископа и архиепископа Краковского, кардинала (1867–1951).

Камин

В правой части от реконструкции графическое изображение камина в том виде, в котором он дошел до нас на фотографиях 1930–1950-х гг.

Впечатляет роспись на потолке, основная ее часть выполнена в графическом серо-черном варианте, важным элементом является зондаж, передающий картину в цвете.

Роспись

Его отражает зондаж на полу, покрытый аутентичными плитками в форме звезд и крестов, которые были найдены во время археологических исследований в замке.

Пол

В башне поселились изображения основателя замка Павла Стефана Сапеги и белорусской княгини Софьи Гольшанской.

Павел Стефан Сапега

Софья Гольшанская

В 1580 году Павел Стефан Сапега (1565–1635) стал камергером короля Стефана Батория, а после восшествия на престол Сигизмунда III уже был мастером-придворным, а в 1593 году – конюхом ВКЛ. В разное время он был мэром Тельшан, Гомеля, Ошмян. В 1623 году он получил должность вице-канцлера Великого княжества Литовского.

После смерти Павла Стефана Сапеги его владения перешли к его племянникам Казимиру и Томашу Сапегам, воеводам Новогрудкам и Вендена.

Томаш Сапега

Томаш Сапега принимал активное участие в военной и политической жизни Великого Княжества Литовского. В 1640 году он был избран маршалом Главного трибунала. Томаш Сапега похоронен в церкви Иоанна Предтечи в Гольшанах.

Последним владельцем Гольшан из рода Сапег был Ян Фредерик Сапега, прославившийся как государственный деятель и писатель Речи Посполитой. Он известен как староста Бреста и Пропойска, кастелян Минска и Троков, канцлер Великого княжества Литовского.

Ян Фредерик Сапега

В результате разрушения замка в XVIII-XX вв. до нас дошли руины северо-восточного, северо-западного корпусов и северной угловой башни.

Третий ярус Северной башни открывает замок в перспективе времени: через интерактивность времени и возможности современных технологий. Из окон открывается панорама современных Гольшан.

Воссоздать в памяти древние Гольшаны помогает декоративное панно, расположенное по периметру помещения. На нем собраны карты и изображения замка, дошедшие до нас благодаря знаменитым художникам Наполеону Орде, Альбрехту Адаму и Язепу Дроздовичу.

Представленная ​​гипотетическая модель замка в разрезе помогает увидеть жилые, хозяйственные, представительские помещения, существовавшие в замках того времени.

Замок в разрезе

В настоящее время, Гольшанский замок привлекает всех любителей истории, средневековых тайн и легенд. Благодаря писателю Владимиру Короткевичу и его роману «Черный замок Ольшанский» существует романтическая легенда о Белой даме и Черном монахе, которые бродят в полночь по средневековому замку.

Стоит упомянуть о том, что каждый год площадка возле руин становится местом проведения фестиваля средневековой культуры «Гольшанский замок».

Легенды, поверья и предания

На территории музея расположено немало информационных стендов, относящихся к объектам вокруг. Ограниченность времени не позволила увидеть их все. Однако, прочитанные легенды и предания, рожденные в данной местности, достойны того, чтобы рассказать о них.

Валун «Невестин камень» и семейное счастье

Легенда гласит: «Когда-то глубокий ров был заполнен водой. Молодой жених решил его переплыть и утонул. Опечаленная возлюбленная бросилась за ним и превратилась в камень-валун.

Одна женщина, отчаявшись, что не может иметь детей, после ссоры с мужем ушла в лес, и случайно прикоснувшись к валуну, услышала благословение. Через 9 месяцев в семье появился мальчик…».

«Клад Наполеона»

По преданию, в Жупранах есть шанс найти сокровища Наполеона Бонапарта. Существует легенда, что Наполеон, бросил в Сморгони «Великую армию» и, направляясь в Париж, припрятал богатства в этих местах во время своего отступления.

Костел Святого Иоанна Крестителя

Легенда повествует: «Много лет назад было решено построить костел и монастырь при нем. По преданию, одна из стен монастыря при возведении постоянно рушилась. И тогда каменщики решили, что необходима тайная жертва, которой станет та из жен строителей, что первая принесет мужу обед. Опередила всех молодая жена, прилетавшая всегда раньше всех на крыльях любви. В тот раз девушка поплатилась за это жизнью. Юную жену замуровали в монастырской стене. С тех пор по коридорам монастыря стала бродить неприкаянная душа молодой женщины – Белой Дамы, защитницы всех обиженных женщин».

Костел

160 чудес иконы Матери Божьей Борунской

Считается, что чудотворная икона Матери Божьей Борунской лечит и утешает людские печали. Всего официально было признано 160 чудес чудотворного образа.

Также люди верят, что вода из источника, который расположен под храмом, помогает избавиться от недугов.

Призраки Черного монаха и дамы

Легенда гласит: «В давние времена жила в замке красивая княжна Ганна-Гордислава Гольшанская. Девушка полюбила простого молодого человека, который ответил ей взаимностью. Но о тайных встречах стало известно. Старый князь в гневе приказал замуровать возлюбленных в подземелье замка. С тех пор призраки Черного монаха и дамы бродят по ночному замку».

Черный монах и дама

Крафтовая сыроварня

Через определенный промежуток времени познавательная экскурсия переросла в гастротур, начавшийся с крафтовой сыроварни «GrandMilk».

Сыр

Здесь в процессе изготовления применяются традиционные методы сыроварения и аффинажа (техника ухода, способствующая созреванию сыра с правильным вкусом, запахом и консистенцией).

Производство

Во время экскурсии было показано непосредственно производство, в том числе камеры созревания выдержанного сыра. Была предусмотрена дегустация сыров с разными сроками созревания.

Пивоварня

Финальным пунктом поездки стала экскурсия в паб-пивоварню Viliya Brewery Pub.

Пивоварня

Во время посещения пивоварни было много рассказано и удалось познакомиться с этапами процесса варки пива, узнать особенности о используемом сырье и стилях пива.

Стоит отметить, что разделение экскурсионного тура на два тематических направления помогло привлечь больше разносторонних сотрудников предприятия и оказало положительный эффект на их совместное времяпровождение.